Статья Елены Курбатовой о авторском проекте А.В.Возженикова "Собор святых воинов" в областной газете "Новый вариант"
http://www.new-variant.ru/index.php?newsid=1494
16 ноября 2009 | Просмотров: 123 Назад
На прошлой неделе в центральной городской библиотеке имени Пушкина открылась выставка икон «Собор святых православных воинов».
В древних рукописях об иконе сказано так: «Красота ее несказанна, и писана она дивно».
Правда, с точки зрения академической живописи, икона это «неправильное» изображение: плоское, несколько примитивное, имеющее обратную, а не прямую перспективу (предметы, удаленные от зрителя, по размеру могут быть значительно больше, чем те, что находятся на переднем плане)… Однако знаменитый Анри Матисс, посетивший в Париже выставку икон, приуроченную к 300?летию дома Романовых, был потрясен: «Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Италия в этой области дает меньше».
Технология изготовления этого предмета культа и в XXI веке остается прежней. Вообще, иконопись не терпит экспериментов: иконы пишут по определенным канонам, отступать от которых не принято.
В Древней Руси требования к мастерам были жесткими: писать иконы мог лишь праведник, знаток богословия, обладающий художественным талантом… Сегодня же иконописью занимается немало светских художников. Вот и глядя на другие работы Андрея Возженникова, испытываешь легкий шок: эти картины-настроения, картины-ассоциации (композиции, как называет их автор), наполненные даже не образами, а цветовыми пятнами и какими?то шифровками из подсознания, ничего общего с иконами не имеют!
В то, что они для художника лишь дань моде (не секрет, что такое явление имеет место), верить не хочется, а понять, как Андрей пришел к иконописи любопытно… Однако, по его словам, причиной обращения к этому жанру стало не какое?то одно событие, а цепь их, можно сказать, вся жизнь. И проект «Собор святых православных воинов» тоже пожизненный, считает художник: «Пока жив буду и Бог сподобит святых очень много». Целей у проекта несколько. Во-первых, объединить разрозненные образы в одну коллекцию. Но не такую, которая станет украшать собой стены какого?то одного храма или музея. По мнению Возженникова, икона это нечто живое, а не статичное. Потому есть задумка каждый из образов поместить в футляр и отправить в путешествие по городам и воинским частям. Это и есть вторая цель патриотическое воспитание молодых: пусть учатся на примере тех, кто Родину и веру свою не предал ни при каких обстоятельствах. В православной традиции ратный подвиг почитается как высочайшее служение: не случайно большинство христианских мужских имен имена святых воинов. Образно говоря, Георгий Победоносец, Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, Федор Ушаков, Иоанн-воин и многие другие составляют ныне особую небесную рать. Более тысячи лет к ним с молитвами обращаются как к защитникам и в годы разрушительных бедствий, и в житейских невзгодах…
Однако речь не только о людях давно ушедших времен, но и, например, о новомученике российском солдате Жене Родионове, который на предложение чеченских боевиков снять крестик и перейти в ислам ответил отказом, за что и был зверски убит. Официально Евгений не канонизирован, но иконы его уже пишут. Это, объясняет Андрей Возженников, и есть современная иконопись смесь традиций и реалий времени. И в каждой иконе даже в рамках канона, считает художник, присутствует живость автора.
Однако написание образа требует особого состояния души, потому лучше всего Возженникову работается вдали от города: «Я убедился, что писать икону лучше всего в монастыре ты полностью отсоединяешься от мирской суеты и отдаешься делу. Постишься, исповедуешься, причащаешься и пишешь».
В это время художник как сжатая пружина: «Важно, чтобы как можно меньше страстей и эмоций тебя окружало», зато после… «Эмоции, которые ты удерживаешь, выплескиваются наружу в композиции. И картины получаются просто изумительные! Я говорю так: икона это подвиг послушания, композиция подвиг дерзновения. Сочетать одно с другим практически невозможно, но очень хочется».
Существует огромное множество образов святых воинов, и прежде чем делать список (копию) иконы, Андрей старается как можно больше узнать и о ней самой, и о человеке, который на ней изображен, попутно открывая для себя немало нового.
–Оказывается, были мерные иконы, рассказывает Возженников, так их называли потому, что писались они в рост новорожденного ребенка. У каждого члена царской семьи была такая икона. Еще часто заказывали именные (с образом святого, в честь которого назван человек) и семейные иконы: в центре Спас или Богородица, а по краям изображения святых покровителей членов семьи…
По мнению Андрея, человек, который творит, постоянно что?то познает, открывает, находит, обобщает опыт и стремится все это выразить в своем творчестве. А икона это дверь в мир истины, надо только ее открыть…
Елена КУРБАТОВА
Ноябрь
№45 (455)
5ноября 2009г.